Детский сад №8 Родничок село Камышево (Белоярский р-н)
|
Памятка для родителейНАПОМИНАНИЯ РОДИТЕЛЯМ
Знаете ли Вы, что 85 % родителей, имеющих детей до 12 лет, используют физические наказания, но только 8-10 % из них считают такой метод воспитания эффективным, а 65 % предпочли бы воспитывать детей иначе, но не знают как. Дети нуждаются не в физическом наказании, а в поддержке и руководстве со стороны родителей. Когда родители используют физические наказания для «воспитания», они полагают, что самый короткий путь к уму ребенка ведет «через ягодицы», а не через глаза и уши. Родители, которые часто используют физические наказания, добиваются только видимости послушания со стороны детей. Когда родители их не видят, дети поступают так, как им хочется, а не так, как от них требуют. Очень часто наказание вызывает у детей не раскаяние и желание исправиться, а совсем другие чувства: Возмущение, обиду: «Это несправедливо. Я не заслужили такого отношения». Месть: «Они выиграли сейчас, но я с ними расквитаюсь». Протест: «Я сделаю им назло, пусть они поймут, что я имею право поступать по-своему». Изворотливость: «В следующий раз я постараюсь не попасться». Снижение самооценки: «Я плохой, я не могу решать сам за себя, за меня всегда должны решать другие». Непонимание: «А что я сделал такого, за что меня наказывают?» Если Вы не понимаете причин неправильного поведения ребенка, обратитесь за разъяснениями к специалистам. МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ КОНФЛИКТА Подчас нелегко сдержать себя, чтобы не поднять руку на ребенка. Это происходит как эмоциональная разрядка на предмете раздражения. Но многие раздают шлепки и подзатыльники, не задумываясь, по привычке. Что же к этому приводит? Схема поведения следующая: ситуация – мысли – чувства - действия. 1. Ситуация. Причины. Поведение ребенка, которое может привести к физическому наказанию: не слушается, дерется, ведет себя вызывающе; обманывает; ворует; не выполняет домашних обязанностей; ломает игрушки, портит вещи; капризничает во время еды, при отходе ко сну; надоедает, пристает, требует; делает все медленно; плохо учится; ноет, хнычет. 2. Мысли. Они возникают у родителей в связи с ситуацией. Родители уверены, что они всегда знают, как ребенок должен себя вести в данный момент. Часто у родителей есть образ «идеального ребенка», с которым они сравнивают своего реального. Они не учитывают, что ребенок может быть счастливым только будучи сам собой, а не таким, каким они себе его воображают. Неправильные представления о том, каким должен быть ребенок, завышенные требования к нему очень часто ведут к неправильным реакциям на поведение своего, а не идеального ребенка. 3. Чувства. Отрицательные чувства родителей (раздражение, гнев, ярость, если с ними не справиться, приводят к действию (физическому наказанию). 4. Действия. Физические наказания, которые, по мнению родителей, станут для него заслуженными и заставят изменить поведение. Эту цепь родители могут прервать на любом этапе. 1. На уровне ситуации Вы можете изменить ситуацию так, чтобы ребенку незачем было вести себя неправильно. Пример: ребенок постоянно обращается с требованиями, просьбами, не дает родителям поговорить друг с другом. Предложение: - не дожидайтесь, пока ребенок станет демонстрировать потребность в вашем внимании с помощью капризов. Придя с работы, сразу уделите ребенку хотя бы 15 минут, поиграйте с ним. Используйте любую возможность, чтобы выразить свои высокие чувства ребенку (чаще улыбайтесь, проходя мимо, просто погладьте его по руке). 2. На уровне мыслей и образов • Не предъявляйте ребенку требований, которые не соответствуют его возрасту и возможностям. Пример: отец шлепает свою двухлетнюю дочь, чтобы «научить ее не выбегать на шумную улицу». Предложение: - присматривайте за малышкой в опасных ситуациях, пока она не достигнет возраста шести-семи лет; тогда она сама сможет оценить степень опасности. • И дети, и взрослые лгут, чувствуя себя загнанными в угол, чтобы избежать наказания или из страха, что их отвергнут. Пример: ребенок обманывает. Предложение: - родители должны понять, что ребенок не родился лгуном и у него должны быть причины для обмана. 3. На уровне чувств Если поведение ребенка все-таки вызвало у вас раздражение, гнев, то ваши отрицательные эмоции не обязательно должны выражаться в физическом наказании. Пример: «Меня ужасно раздражает, когда мой сын поет». Предложение: - используйте те приемы самоуспокоения, которые вы знаете: глубокий вдох, счет до десяти, расслабление мышц. 4. На уровне действий Если часто наказывать детей, то они могут привыкнуть реагировать только на физическое наказание. Пример: ребенок толкается и возится до тех пор, пока его не отшлепают. Тогда он успокаивается. Предложение: - кроме физического наказания существуют другие меры дисциплинарного воздействия, которые вы еще не испробовали. В Н И М А Н И Е! Перед тем, как взяться за ремень, не действуйте сгоряча, подумайте: • отчего ваш ребенок ведет себя так, как вам не хочется? • не требуете ли вы от него слишком многого? • может быть, поступок ребенка, за который его наказывают, - это сигнал тревоги, говорящий, что малыш попал в трудную ситуацию? • можете ли вы помочь своему ребенку, поддержать его, не прибегая к физическому наказанию? Правило родительского оптимизма. Нетипичный ребенок развивается особым образом и требует особого образования. Если он чего-то не умеет, значит, вы еще не нашли подходящей техники обучения. Любой ребенок может достичь хороших результатов, если вы верите в него, ищете продуктивные подходы и подходящих учителей. Правило выбора. В любой ситуации выбирайте с позиции пользы для ребенка. Помните, что, попав в примитивную среду, он усваивает упрощенные модели поведения, а в сложных условиях приобретает гибкость и адаптивность. Правило терпимости. Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка. Старайтесь отвечать на все его вопросы, даже если они кажутся «дикими» или «за гранью». Правило ресурса. Любой ребенок умеет что-то делать особенно хорошо. Это его личный ресурс! Помогайте ему ценить в себе творческую личность и справляться с разочарованиями. Правило успеха. Начинайте день с того, что ребенок умеет хорошо делать. Усложняйте задания постепенно, контролируя их выполнение. Однако помните, что родители часто оказываются в ловушке «вместе = вместо»: начиная делать что-то вместе с ребенком, который оказывается в затруднении, они делают это вместо него. Дайте своему ребенку шанс приобрести новый опыт! В конце дня обязательно спрашивайте, что нового он сделал, чему новому научился. Заканчивайте день похвалой и одобрением позитивных изменений. Посещая библиотеки. Запишитесь в библиотеку и при любой возможности берите сына или дочь с собой. Попросите библиотекаря провести небольшую экскурсию. Расскажите, как пользоваться библиотекой. Запишите ребенка в детскую библиотеку. Заранее намечайте, какие книги вы хотите взять, сравнивайте только что прочитанное с уже известным. Показывайте свое бережное отношение к книгам: пользуйтесь обложками и закладками, кладите книги на место, вовремя возвращайте их. Гуляя с ребенком. Заходя в гости, в магазин или аптеку, обязательно показывайте малышу и объясняйте значение разных вещей, ситуаций и слов. Проверяйте, понял ли он вас. Обсуждайте то, что вы увидели или услышали. Поддерживая отношения с родственниками и друзьями. Принимайте гостей у себя дома и ходите в гости к родственникам и друзьям. Рассказывайте историю вашей семьи, в присутствии ребенка расспрашивайте бабушек, дедушек и других родственников о ваших предках. Показывайте дружеские отношения и искреннее участие. Сочиняя письма. Обязательно говорите ребенку, кому вы хотите написать письмо. Пусть он сам сочинит небольшое послание бабушке, дедушке, родственникам или знакомым. Старательно записывайте слова сына в его присутствии, просите нарисовать рисунок или написать несколько слов своей рукой. Используя возможности телевидения. У тех детей, которые смотрят телевизор более 10 часов в неделю или более двух часов в день, резко падает умственная активность. Родители должны ограничивать время просмотра и помочь выбрать важные образовательные или развлекательные программы. Полезно смотреть некоторые передачи вместе и затем обсуждать их. Это способствует лучшему пониманию замысла передачи. Подчеркивая важность образования. Не упускайте возможность отметить значение образования в нашей жизни. Используйте примеры из жизни и из книг, из личного опыта маленького человека. Тот, кто стремится к знаниям, чаще добивается успеха. Составляя режим дня. Научные исследования показывают, что школьники, чьи родители придерживаются определенного распорядка, учатся успешнее. Обсуждайте дела, которые предстоит выполнить вместе с ребенком, намечайте временные границы. Старайтесь следовать намеченному порядку. Малыш должен точно знать, что нужно делать утром после пробуждения и как готовиться ко сну, как вести себя за столом и куда убирать игрушки. Распределяя домашние дела. Определите для ребенка дело, за которое он отвечает. Это могут быть простые обязанности, выполняемые с удовольствием и без особого труда. Подчеркивайте важность того, что он делает для всей семьи. Поощряя активность ребенка. Отмечайте инициативу, помогайте реализовать замысел. Хвалите и обязательно объясняйте, что, с вашей точки зрения, сделано хорошо. Избегайте критиковать первые опыты, какими бы неудачными они вам ни показались. Заканчивая свои комментарии, обязательно подчеркните успех! Читая вместе. Дети, которые читают дома вместе с родителями, учатся лучше. Пусть ваш ребенок знает, как важно чтение для вас. Храните дома хорошие книги, дарите их ребенку, покупайте газеты и журналы. Рассказывайте, что вы прочитали. Обсуждайте с ним прочитанное. 21 февраля 2018 в 17:43
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.